Translate

понедельник, 3 августа 2015 г.

Международная космическая станция


МКС, июль 1999 года. Вверху модуль Юнити, внизу, с развёрнутыми панелями солнечных батарей — Заря


 МКС, июль 2000 года. Пристыкованные модули сверху вниз: Юнити, Заря, Звезда и корабль Прогресс


МКС, апрель 2002 года


МКС, август 2005 года


 МКС, сентябрь 2006 года


МКС, август 2007 года


МКС, июнь 2008 года

МКС, март 2011 года

Солнечная батарея на МКС
 
МКС в 2001 году. Видны солнечные батареи модулей «Заря» и «Звезда», а также ферменная конструкция P6 с американскими солнечными батареями
 
Пилотируемый орбитальный многоцелевой космический исследовательский комплекс  
Международная космическая станция (МКС), созданная для проведения научных исследований в космосе. Строительство было начато в 1998 году и ведется при сотрудничестве аэрокосмических агентств России, США, Японии, Канады, Бразилии и Евросоюза, по плану должно быть завершено к в 2013 году. Вес станции после завершения ее строительства составит приблизительно 400 тонн. МКС вращается вокруг Земли на высоте около 340 километров, совершая 16 оборотов в сутки. Ориентировочно станция проработает на орбите до 2016-2020 годов.

Cпустя 10 лет после первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным, в апреле 1971 года была выведена на орбиту первая в мире космическая орбитальная станция «Салют-1». Долговременные обитаемые станции (ДОС) были необходимы для научных исследований. Их создание явилось необходимым этапом при подготовке будущих полетов человека к другим планетам. В ходе выполнения программы «Салют» с 1971 по 1986 год СССР имел возможность апробировать основные архитектурные элементы космических станций и впоследствии использовать их в проекте новой долговременной орбитальной станции — «Мир».

Распад Советского Союза привел к сокращению финансирования космической программы, поэтому Россия в одиночку не могла не только построить новую орбитальную станцию, но и поддерживать работоспособность станции «Мир». Тогда у американцев опыт создания ДОС практически отсутствовал. В 1993 году вице-президент США Альберт Гор и премьер-министр России Виктор Черномырдин подписали соглашение о космическом сотрудничестве «Мир — Шаттл». Американцы согласились финансировать постройку последних двух модулей станции «Мир»: «Спектр» и «Природа». Кроме того, США с 1994 по 1998 год совершили 11 полетов к «Миру». Также договор предусматривал создание совместного проекта — Международной космической станции (МКС). Кроме Федерального космического агентства России (Роскосмоса) и Национального аэрокосмического агентства США (NASA), в проекте приняли участие Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA), Европейское космическое агентство (ESA, в него входят 17 стран-участниц), Канадское космическое агентство (CSA), а также космическое агентство Бразилии (AEB). Заинтересованность в участии в проекте МКС высказывали Индия и Китай. 28 января 1998 года в Вашингтоне было подписано окончательное соглашение о начале строительства МКС.

МКС имеет модульную структуру: разные ее сегменты созданы усилиями стран — участниц проекта и имеют свою определенную функцию: исследовательскую, жилую или используются как хранилища. Некоторые из модулей, например американские модули серии Unity, являются перемычками или служат для стыковки с транспортными кораблями. В достроенном виде МКС будет состоять из 14 основных модулей общим объемом 1000 кубометров, на борту станции будет постоянно находиться экипаж из 6 или 7 человек.

Вес МКС после завершения ее строительства, по планам, составит более 400 тонн. По габаритам станция примерно соответствует футбольному полю. На звездном небе ее можно наблюдать невооруженным глазом — иногда станция является самым ярким небесным телом после Солнца и Луны.

МКС вращается вокруг Земли на высоте около 340 километров, совершая вокруг нее 16 оборотов в сутки. На борту станции проводятся научные эксперименты по следующим направлениям: * Исследования новых медицинских методов терапии и диагностики и средств жизнеобеспечения в условиях невесомости * Исследования в области биологии, функционирования живых организмов в космическом пространстве под воздействием солнечной радиации * Опыты по изучению земной атмосферы, космических лучей, космической пыли и темной материи * Исследование свойств материи, в том числе сверхпроводимость.

Первый модуль станции — «Заря» (весит 19,323 тонн) — был выведен на орбиту ракетой-носителем «Протон-К» 20 ноября 1998 года. Данный модуль использовался на раннем этапе строительства станции как источник электроэнергии, также для управления ориентацией в пространстве и поддержания температурного режима. Впоследствии эти функции были переданы другим модулям, а «Заря» стала использоваться как склад.

Модуль «Звезда» является главным жилым модулем станции, на его борту находятся системы жизнеобеспечения и управления станцией. К нему пристыковываются российские транспортные корабли «Союз» и «Прогресс». Модуль с опозданием в два года был выведен на орбиту ракетой-носителем «Протон-К» в 12 июля 2000 года и состыкован 26 июля с «Зарей» и ранее выведенным на орбиту американским стыковочными модулем Unity-1.

Стыковочный модуль «Пирс» (весит 3,480 тонн) был запущен на орбиту в сентябре 2001 года, служит для стыковки кораблей «Союз» и «Прогресс», а также для выхода в открытый космос. В ноябре 2009 года со станцией состыковался почти идентичный «Пирсу» модуль «Поиск».

Россия планирует пристыковать к станции Многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ), после запуска в 2012 году он должен стать самым большим лабораторным модулем станции весом более 20 тонн.

На МКС уже имеются лабораторные модули США (Destiny), ЕКА (Columbus) и Японии (Кибо). Они и основные узловые сегменты Harmony, Quest и Unnity были выведены на орбиту шаттлами.

За первые 10 лет работы МКС посетило более 200 человек из 28 экспедиций, что является рекордом для космических станций (на «Мире» побывало только 104 человека). МКС стал первым примером коммерциализации космических полетов. Роскосмос совместно с компанией Space Adventures впервые отправил на орбиту космических туристов. Кроме того, в рамках контракта на закупку Малайзией российского вооружения Роскосмос в 2007 году организовал полет на МКС первого малайзийского космонавта — шейха Музафара Шукора (Muszaphar Shukor).

Среди наиболее серьезных происшествий на МКС можно назвать катастрофу при посадке шаттла Columbia («Коламбия», «Колумбия») 1 февраля 2003 года. Хотя Columbia не стыковалась с МКС, проводя самостоятельную исследовательскую миссию, эта катастрофа привела к тому, что полеты шаттлов были прекращены и возобновились только в июле 2005 года. Это отодвинуло сроки завершения строительства станции и сделало российские корабли «Союз» и «Прогресс» единственным средством доставки космонавтов и грузов на станцию. Помимо этого, в российском сегменте станции в 2006 году произошло задымление, а также был зафиксирован отказ работы компьютеров в российских и американских сегментах в 2001 и дважды в 2007 году. Осенью 2007 года экипаж станции занимался починкой разрыва солнечной батареи, случившегося при ее установке.

По соглашению каждому участнику проекта принадлежат его сегменты на МКС. Россия владеет модулями «Звезда» и «Пирс», Япония — модулем «Кибо», ЕКА — модулем Columbus. Солнечные панели, которые после завершения строительства станции будут генерировать 110 киловатт в час, и остальные модули принадлежат NASA.

Окончание строительства МКС намечено на 2013 год. Благодаря новому оборудованию, доставленному на борт МКС экспедицией шаттла Endeavour («Индевор») в ноябре 2008 года, экипаж станции будет увеличен в 2009 году с 3 до 6 человек. Изначально планировалось, что станция МКС должна проработать на орбите до 2010 года, в 2008 году называлась другая дата — 2016 или 2020 год. По мнению экспертов, МКС, в отличие от станции «Мир», не будут топить в океане, предполагается использовать ее в качестве базы для сборки межпланетных кораблей. Несмотря на то, что в NASA высказывались за уменьшение финансирования станции, глава агентства Майкл Гриффин пообещал выполнить все обязательства США для завершения ее строительства. Однако после войны в Южной Осетии многие эксперты, в том числе и Гриффин, заявляли, что охлаждение отношений между Россией и США может привести к тому, что Роскосмос прекратит сотрудничество с NASA и американцы лишатся возможности отправлять на станцию свои экспедиции. В 2010 году президент США Барак Обама объявил о прекращении финансирования программы «Созвездие», которая должна была заменить шаттлы. В июле 2011 года шаттл «Атлантис» совершил свой последний полет, после чего американцы в течение неопределенного срока должны были полагаться на российских, европейских и японских коллег для доставки на станцию грузов и астронавтов. В мае 2012 года с МКС впервые состыковался корабль Dragon, принадлежавший частной американской компании SpaceX.
 
 

Российский сегмент МКС

  • «Наука» (многоцелевой лабораторный модуль) — доставка планируется в 4 квартале 2016 года;
  • УМ (узловой модуль) — с дополнительными стыковочными узлами. Доставка планируется в 1 квартале 2017 года;
  • Научно-энергетический модуль — доставка планируется в 4 квартале 2017 годаВвод НЭМ позволит с 2018 года вырабатывать 18 кВт/год дополнительно
При этом, согласно планам ФКА на 2013—2018 годы, к концу 2017 года Российский сегмент МКС будет состоять из 6 модулей, а к концу 2018 года — из 7 модулей
Модули, запуски которых планировались ранее:
  • УСМ (универсальный стыковочный модуль) — модуль для обеспечения стыковки российского сегмента с модулем НЭМ.
  • «ОКА-Т» (автономный обслуживаемый космический аппарат — технологический) — доставка планировалась на конец 2018 года. Космический комплекс предназначен для биотехнологических, микрогравитационных и прикладных технологических исследований. Срок активного существования комплекса на орбите — 5 лет.
Модули 2-го этапа развития российского сегмента МКС планируется запустить в связи с продлением эксплуатации МКС до 2020 года. Они будут обеспечивать дублирование функций служебного модуля «Звезда». Также, модули второго этапа развития российского сегмента МКС обеспечат наращивание объёма и энергетики, необходимых для выполнения программ научно-технических исследований и экспериментов, а также для сборки и обслуживания космических аппаратов разного назначения



На орбите

==========================================================

Название Характер Выведен на орбиту Масса, т. Общий внутренний объём, м3
«Заря» функционально-грузовой блок 20 ноября 1998 20,26 71,5
«Звезда» модуль жизнеобеспечения 26 июля 2000 20,3 75,0
«Пирс» стыковочный модуль 15 сентября 2001 3,58 13
«Поиск» малый исследовательский модуль 12 ноября 2009 3,67 12,5
«Рассвет» стыковочно-грузовой модуль 18 мая 2010 8,0 17,4

Технология и Жизнь


Тенденции качества жизни
Наиболее часто модель развития общества соотносится со спиралью. Условное место каждого сообщества и личности на этой спирали можно характеризовать через качество сообщества и соответственно через качество жизни личности согласно социальному времени сообщества и личности. Качество жизни и раньше, и теперь колеблется и чаще оценивается интуитивно в терминах выше, ниже или нормально.

 

Маринеско. "Плохой советский парень"



Маринеско. "Плохой советский парень" Александр Маринеско стал «подводником №1» благодаря «атаке века», в ходе которой был потоплен лайнер «Вильгельм Густлофф». Но он вошел в историю не только как гроза немецкого флота, но и как очень своенравный командир. В отца В глазах сослуживцев Александр Маринеско был достаточно противоречивой личностью: многие отмечали его прямой, но непростой характер. Он его унаследовал от отца. В свое время корабельный кочегар Ион Маринеску осмелился дать пощечину офицеру, за что попал под трибунал. У Александра отношения с военным начальством складывались не намного лучше – он не раз оказывался в центре скандалов. Тем не менее, в январе 1941 года капитан II ранга Евгений Юнаков дал следующую характеристику 27-летнему командиру подлодки: «Маринеско решителен, смел, находчив и сообразителен. Отличный моряк… Умеет быстро ориентироваться и принимает верные решения». Загул Однако качества Маринеско как военного моряка не уживались с его повседневным поведением. Менее чем через год после столь лестной характеристики строптивого командира исключают из кандидатов в члены партии с формулировкой: «За систематическую пьянку, за развал дисциплины, за отсутствие воспитательной работы среди личного состава, за неискренние признания своих ошибок». В январе 1945 года Маринеско близко подошел к опасной черте, за которой мог последовать крах его военной карьеры. Во время нахождения экипажа подлодки С-13 в финском Турку сильно подвыпивший капитан оказался вовлеченным в щекотливую историю с хозяйкой ресторана, с которой провел всю ночь. Явившийся под утро жених хозяйки немедля доложил об инциденте в Союзную контрольную комиссию. По воспоминаниям шифровальщика подлодки Федора Егорова, Маринеско заинтересовался СМЕРШ. Задавали вопросы: «а нет ли у командира с кем-то на берегу шпионской связи, не передает ли он врагам секретные данные?». С трудом удалось замять скандал. Но совсем скоро Маринеско смог сполна реабилитироваться за свое неподобающее поведение. «Атака века» 30 января 1945 года экипажем подлодки С-13 под командованием Александра Маринеско была потоплена гордость немецкого флота – 9-палубный океанский лайнер «Вильгельм Густлофф» водоизмещением 25484 тонны, на борту которого находилось свыше 8 тыс. человек. 10 февраля Маринеско успешно атаковал еще одно немецкое судно – санитарный транспорт «Генерал Штойбен» более чем с 4000 человек на борту, хотя сам командир был уверен, что потопил немецкий крейсер «Эдмен». Эти события стали стратегическим успехом советского военно-морского флота, а для Германии – крупнейшими морскими катастрофами. По советским данным, тиражировавшимся долгое время, среди пассажиров «Вильгельма Густлоффа» находилось 3700 обученных специалистов подводников – практически весь цвет немецкого подводного флота. Тем не менее, несмотря на столь громкий успех капитан III ранга Маринеско не был награжден Золотой Звездой. У современных исследователей есть своя версия на этот счет. Историк Ростислав Горчаков пишет, что на борту «Густлоффа» должно было находиться более 10 тыс. человек, из которых 918 курсантов-подводников, 173 члена экипажа, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих и 8956 беженцев – в основном дети, женщины и старики. По немецким данным, выжило всего 1239 человек. «Герой Советского Союза Александр Маринеско за какие-то десять дней убил больше грудных младенцев, женщин, стариков, подростков, раненых и инвалидов, чем все подводники всех морских держав за обе мировые войны», – жестко резюмирует Горчаков. «Вероятно, что уничтожения «Густлова» постеснялись, – предполагает исследователь Сергей Глезеров, – ведь для оккупированной Германии готовили партии хлеба, хотели расположить немцев к себе, а тут – гибель такого большого количества народа». Оправдание Несмотря на то, что в Германии многие до сих пор «подвиг» Маринеско называют военным преступлением, а его действия приравнивают к бомбардировке союзной авиацией Дрездена, среди немецких историков в этом вопросе нет полного согласия. Так, исследователь катастрофы «Вильгельма Густлоффа» Гейнц Шён заключает, что лайнер представлял собой военную цель и его потопление не являлось военным преступлением, так как суда, предназначенные для перевозки беженцев, обязаны были помечаться красным крестом и не могли носить камуфляжную окраску. Даже учитывая то, что большинство погибших в результате «атаки века» не принадлежало к немецким вооруженным силам, Маринеско поступил согласно законам военного времени: оба немецких судна классифицировались как вспомогательные корабли ВМФ Германии. «Воскресшие» суда Советские историки приписывали Маринеско четыре потопленных немецких корабля, но в действительности их было два. В августе 1942 года подводник отрапортовал начальству, что потопил один транспорт из атакованного им конвоя. Немецкий корабль оказался только поврежден, его удалось отбуксировать и отремонтировать. В октябре 1944 года капитан обнаружил и атаковал броненосец «Зигфрид». По сообщениям Маринеско, транспорт стал быстро погружаться в воду и был признан затонувшим. Но в итоге поврежденный корабль немцы отбуксировали в Данциг и впоследствии восстановили. На грани Возвращаясь в августе 1942 года из очередного задания на подлодке М-96, Маринеско не предупредил советские дозоры и при всплытии был обстрелян своими. Проведя второе всплытие капитан ухитрился поставить субмарину между двумя советскими катерами так, что если бы они открыли огонь, то неминуемо попали бы друг в друга. Возможно такая смекалка командира и спасла жизнь экипажу М-96. Потом выяснилось, что местами проступившая камуфляжная краска на субмарине напомнила советским пограничникам свастику. Повезло команде Маринеско и во время обстрела «Вильгельма Гуслоффа». Три торпеды по немецкому кораблю были выпущены удачно, в вот четвертая с надписью «За Сталина» не пожелала выходить. Торпеду все-таки удалось извлечь и обезопасить подлодку от взрыва. Конец пути Не успела отгреметь война, а Маринеско в очередной раз «отличился». Но теперь командир дивизиона подлодок Роман Линденберг был непоколебим. «Считаю, что в настоящее время капитан III ранга Маринеско к службе на флоте непригоден», – гласил его вердикт. 14 сентября приказом адмирала флота Маринеско был отстранен от занимаемой должности и больше к военному делу не возвращался. В конце 1962 года медики обнаружили у Маринеско страшную болезнь – рак пищевода. «Александр Иванович в госпитале вел себя мужественно, терпеливо сносил мучения, был, как ребенок, застенчив. Ни разу он не упомянул о заслугах и не пожаловался на судьбу», – вспоминал оперировавший капитана хирург. 25 ноября 1963 года легендарный подводник ушел из жизни, а 5 мая 1990 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.