Translate

вторник, 9 июня 2015 г.

"Курганец" и "Армату"

Минобороны России и концерн "Тракторные заводы" подписали трехлетний контракт на поставку нескольких сотен боевых машин пехоты БМП-3. Означает ли это, что показанные недавно в Москве новейшие боевые машины пехоты на базе "Курганец-25" на деле не скоро окажутся в войсках?

Как сообщил в интервью ТАСС вице-президент и совладелец концерна "Тракторные заводы" Альберт Баков, "Курганмашзавод", входящий в "Тракторные заводы", продолжит выполнять заказ военных на поставку БМП-3 до завершения опытно-конструкторских работ по платформе "Курганец-25" и организации серийного производства новейших БМП.
Мнение экспертов о том, как интерпретировать эту новость, разделились.
"Это может говорить о неспособности российской промышленности наладить серийное производство "Курганцов" и техники на платформе "Армата". Воссоздать необходимую цепь субконтракторов очень сложно", — сказал в интервью Би-би-си военный эксперт, заместитель главного редактора "Ежедневного журнала" Александр Гольц.
В противовес ему обозреватель Виктор Мураховский отмечает, что новая техника не может поступить в войска одномоментно, а решать задачи по обеспечению безопасности России части постоянной боевой готовности должны ежедневно.
"Делать это на протяжении нескольких лет лишь при помощи старых БМП-2, которые уже практически выработали свой ресурс, невозможно", — говорит Мураховский.
Новые и старые

Соединения постоянной готовности армии России сейчас по большей части оснащены БМП-2 и БМП-1. Эти машины уже выработали свой ресурс и по пробегу, и по срокам эксплуатации.
"Внезапные проверки боевой готовности выявили, что процент исправной техники недостаточно высок и не удовлетворяет требованиям минобороны. Поэтому кажется вполне логичным решение возобновить производство БМП-3", — сказал Би-би-си Мураховский.
Важно отметить, что платформа БМП-3 является базовой и для других систем, например для самоходного противотанкового ракетного комплекса "Хризантема". Так что базовые шасси наверняка будут пользоваться спросом. В ходе серийного выпуска БМП-3 в конструкцию бронемашины было внесено свыше 1,5 тыс. усовершенствований.
Президент России Владимир Путин потребовал ускорить разработку и принятие на вооружение новейшей техники, показанной в ходе парада в Москве. В соответствии с планом деятельности сухопутных войск к 2020 году доля современных образцов вооружения и военной техники достигнет 70%, говорится в материалах к совещанию по развитию Вооруженных сил, прошедшему в Сочи во вторник.
Однако даже по самым оптимистичным подсчетам до момента принятия на вооружения и запуска в серийное производство "Курганца-25" и "Арматы" пройдет года три. Некоторые говорят о шести-семи годах.

"Нужно вообще понять насколько, например, "Курганец" и его оборудование нужны и удобны в реальной боевой обстановке. Эти боевые машины ведь проектировались через поколение, с чем-то могли и просчитаться. Какие-то вещи могли посчитать нужными, а реально они будут не настолько важны, особенно в контексте стоимости машины в серийной партии", — отмечает военный аналитик Константин Богданов.
Самое слабое звено при этом — кооперация между субконтракторами. Проще говоря, те, кто производят пушки, должны успевать за теми, кто штампует корпуса. И "Армата", и "Курганец" — принципиально новые образцы, а значит, нужно будет обновлять и производственную базу.
Военный эксперт Гольц считает, что поставить новинки на серийное производство вообще не удастся.
"В России пока не получается создать промышленную кооперацию на коммерческой основе. Сейчас комплектующие либо производят на заводах конечной сборки, что делает эти детали почти золотыми. Либо приходится покупать эти детали в подворотне, что сказывается на качестве", — отмечает Александр Гольц.
В СССР комплектующие для военной техники производились на гражданских заводах.
"Госплан, регулируя цены, придавал экономический смысл такому производству, — продолжает Гольц, — Но сейчас такая схема работает плохо. Выход из этого, на мой взгляд, один — отказаться от создания вертикально построенных госкорпораций и начать финансировать конкретные проекты. Тогда конструкторское бюро, поняв какой самолет или танк они делают, начинают ездить по стране и договариваться с субконтракторами, налаживать эту систему. Это тяжелейший процесс, требующий больших знаний. Такая перестройка была бы долгой и мучительно и никто ей не занимается".
"Золотая" техника?

Официальная цена единицы новой техники, будь то "Армата" или "Курганец-25", пока не называлась. Это объяснимо, ведь в стоимость машин, которые были показаны на параде в Москве, входит и цена постройки опытных образцов, и цена разработки.
Специалисты говорят, что образец танка "Армата" мог обойтись госказне в 400 миллионов рублей. Для сравнения, танк Т-90 стоит для Минобороны около 120 миллионов рублей. А цена модернизации западных образцов танков в продвинутых версиях может достигать 10 миллионов долларов.
При серийном производстве стоимость единицы техники, конечно, снизится. Но и тут есть тонкости.
"Желательно учитывать стоимость НИОКР при расчете стоимости единицы техники. И тут все будет зависеть от объемов серийного выпуска — будет ли это, например, 500 или 5000 машин", — замечает Богданов.
При этом недавно подписанный минобороны контракт на производство БМП-3 является еще и важной мерой поддержки "Курганмашзавод", говорит эксперт.
"Пока крупный заказ на "Курганец" не пошел, этот заказ поможет загрузить производство. Завод будет иметь средства, сможет сохранить рабочие кадры и спокойно подготовиться к выпуску "Курганцов". Так что это отчасти и антикризисная мера", — заключает Богданов.
Объем финансирования госпрограммы вооружений на период 2011-2020 годов оценивается в 20 трлн рублей. Почти 80% этих средств должно пойти на закупку высокотехнологичного оружия. В числе основных приоритетов действующей программы — стратегические ядерные силы, космические средства, средства разведки и связи.
В данный момент разрабатывается новая госпрограмма вооружений, которую ранее планировали запустить с 2016 года, однако впоследствии стало известно, что ее старт могут отложить до 2018 года. Объем средств, которые военные затребовали на эту программу, достигает 30 триллионов рублей.
При этом руководство военно-промышленной комиссии указывало, что новая программа не должна превышать 70% от бюджета действующей (то есть не более 14-15 триллионов рублей).

Tank VT4MBT 3000

Китайский конкурент Уралвагонзавода назвал недостатки «Арматы»

Китайский производитель вооружений Norinco подверг критике новейший российский танк четвертого поколения «Армата». В Китае считают, что российская разработка уступает китайскому танку VT-4 в маневренности и огневой мощи

Т-14 «Армата», разработанный Уралвагонзаводом, проигрывает основному боевому танку третьего поколения VT-4 (MBT-3000) по ряду параметров, утверждает его производитель, компания Norinco. В частности, китайцы полагают, что их продукция превосходит российского конкурента по маневренности, качеству автоматики, системам управления огнем, и к тому же дешевле,пишет China's Daily — англоязычный портал официального органа ЦК КПК «Жэньминь Жибао».


Издание ссылается на публикацию в аккаунте Norinco в мобильном мессенджере WeChat, который компания использует для размещения материалов, не подходящих для корпоративного сайта по дипломатическим причинам. В статье говорится, что российский основной боевой танк третьего поколения Т-90С (экспортный вариант) может конкурировать лишь с китайским танком VT-1 (ZTZ-96), а его новейшая модификация Т-90АМ «Прорыв» не имеет значительных улучшений. В Norinco считают, что именно конкуренция со стороны VT-4 заставила Россию приступить к разработке «Арматы».
«Трансмиссия в Т-14 недоработана, как мы убедились на примере неисправности, выявленной во время репетиции парада Победы»,
— сказано в публикации. Компания отмечает, что
«VT-4 никогда не сталкивался с подобными проблемами».
Китайские танки
«имеют систему управления огнем мирового уровня, которую русские только пытаются доделать»,
— отмечается в статье.
Проблемы с маневренностью, по мнению китайских экспертов, вызваны у «Арматы» ее двигателем, который предположительно плохо охлаждается и сложен в обслуживании. При мощности в 1200 лошадиных сил и боевом весе, не уступающем T-90A, динамические характеристики Т-14 далеки от оптимальных, говорится в статье. В отношении инцидента с заглохшей «Арматой» на репетиции парада Победы китайские эксперты полагают, что у танка сломалась коробка передач, так как тягач не смог его сдвинуть с нескольких попыток.
В материале также подвергаются сомнению характеристики огневой мощи Т-14. Китайские эксперты отмечают, что увеличение эффективности стрельбы гладкоствольной пушки, использованной в «Армате», представляется сомнительным. Они подчеркивают, что, по их данным, Россия не совершила значительных прорывов в создании новых материалов для 125-мм гладкоствольных орудий, в повышении мощности боеприпасов и в других аспектах, а поэтому затруднительно ждать от пушки Т-14 чего-то особого. Вместе с тем отсутствие экипажа в орудийной башне следует рассматривать как прогресс, поскольку это упрощает ее конструкцию, сказано в материале.
В Norinco также отмечают недостатки системы управления огнем российской разработки, указывая, в частности, на недоработанность оптической системы наведения. В целом, говорится в статье, огневая мощь Т-14 значительно меньше, чем VT-4.
Китайские танкостроители также обратили внимание на ценовой аспект. Они напомнили, что «Армата» оказалась самым дорогим из российских танков и сравнима по цене с американской машиной M1 Abrams, которая стоит не менее $6 млн за единицу. В статье говорится, что поскольку доработка Т-14 еще не закончена, его стоимость неизбежно вырастет еще больше, что в случае его выпуска на внешний рынок может отпугнуть традиционных российских партнеров, привыкших к иной ценовой политике.
В связи с вышеизложенным Norinco отмечает, что в условиях снижения мирового спроса на танки потребителям имеет смысл переключиться на китайскую продукцию, которая дешевле российской, американской или европейской, но не уступает им по качеству.
Помощник президента России по военно-техническому сотрудничеству Владимир Кожин в начале июня заявил, что на параде в честь Дня Победы заинтересованность в покупке машины проявили представители Китая, Индии и стран Юго-Восточной Азии.
В Norinco работают 275 тыс. человек. Выручка компании за 2013 год составила $62 млрд, пишет Bloomberg.
Агентство попыталось связаться с представителями Уралвагонзавода для комментария в связи с публикациями в китайских СМИ, но не получило ответа.

Ту-95 (изделие «В», по кодификации НАТО: Bear — «Медведь»)

Ту-95 (изделие «В», по кодификации НАТОBear — «Медведь») — советский/российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, один из самых быстрых винтовых самолётов, ставший одним из символов холодной войны.
Последний в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик. Имел множество модификаций, в соответствии с текущими задачами. Последняя модификация предназначена для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях.
Наряду с американским стратегическим бомбардировщиком B-52, Ту-95 — один из немногих военных самолётов, находящихся на службе непрерывно более полувека.
30 июля 2010 года установлен мировой рекорд беспосадочного полёта для серийных самолётов — за 43 часа бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе(однако известно, что в 1957 году американские серийные бомбардировщики B-52 совершили 45-часовой беспосадочный полёт протяжённостью 39 147 км).
Самолёт Ту-95 создан на основе Ту-4  и представляет собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями, расположенными в стреловидных крыльях.
На каждом двигателе установлено по два соосных металлических четырёхлопастных винта. Самолёт имеет электрическую систему обогрева носков крыла, стабилизатора, киля и воздушных винтов. В средней части фюзеляжа расположен грузовой отсек.
Шасси самолёта — трёхопорное. Передняя опора с двумя не тормозными колёсами, основные опоры с четырьмя тормозными колёсами. Основные опоры убираются в крыльевые гондолы, носовая — в нишуфюзеляжа. Все три опоры выпускаются против потока, передняя опора — гидросистемой с номинальным давлением 150 кг/см2 либо в аварийной ситуации пневмосистемой, основные опоры — электромеханизмами МПШ-18МТ с двумя двигателями постоянного тока 27 В мощностью 2600 Вт на каждом. Открытие замков убранного положения — соленоидами постоянного тока, по два соленоида на каждый замок, аварийное тросовое открытие возможно с помощью лебёдки.
Экипаж располагается в двух гермокабинах. Катапультных кресел для членов экипажа в Ту-95МС не предусмотрено. В случае необходимости, экстренное покидание самолёта из передней гермокабины осуществляется через входной люк, расположенный в нише передней опоры шасси. При этом передняя опора принудительно выпускается, а часть пола кабины, представляющая собой подобие транспортёрной ленты, приводится в движение от гидроаккумуляторов, позволяя ускорить эвакуацию членов экипажа. Покидание задней гермокабины обеспечивается через входной люк задней гермокабины.
На случай вынужденной посадки на воду самолёт оборудован спасательными плотами.
Технические характеристики двигателя
НК-12МП
Мощность на взлётном режиме11 030 (15 000) кВт (л.с.)
Тяга на взлётном режиме12 000 кгс
Удельный расход топлива:
на взлёте0,205 кг/(л.с.·ч)
в крейсерском полёте0,161 кг/(л.с.·ч)
Назначенный ресурс2 500 часов
Вес с агрегатом3 500 кг
Длина4 837 мм
Диаметр1 620 мм
Самолёты Ту-95 пошли в серию с двигателями НК-12, разработанными на Государственном Союзном Опытном заводе № 2 Министерства авиационной промышленности СССР под руководством конструктораН. Д. Кузнецова (сейчас Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова) и произведёнными в Куйбышевском моторном заводе имени Фрунзе (сейчас ОАО «Моторостроитель»).
Двигатель НК-12 до сих пор остаётся самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. НК-12 имеет 14-ступенчатый компрессор и высокоэкономичную пятиступенчатую турбину. Для регулировки компрессора на этом двигателе впервые установлена система клапанов перепуска воздуха. Коэффициент полезного действия турбины двигателя НК-12 составляет 34 %, что является рекордным показателем. На двигателе НК-12 была впервые применена единая система регулирования подачи топлива, сконструированная в едином блоке (т. н. командно-топливный агрегат).
Высокая мощность двигателя и конструкция винтов обуславливает его беспрецедентную шумность; Ту-95 является одним из самых шумных самолётов в мире и засекается даже гидроакустическими системамиподводных лодок , однако это не является критическим при нанесении ракетно-ядерных ударов.
Передача вращающего момента на соосные винты самолёта обеспечивается уникальным дифференциальным однорядным редуктором, к созданию которого непосредственно приложил руку сам Н. Д. Кузнецов. При проектировании и производстве этого редуктора был использован ряд уникальных технических решений, позднее нашедших широкое применение в других типах авиационных двигателей.
Соосные винты с переменным шагом (АВ-60К), установленные на Ту-95, имеют диаметр 5,6 метров и были разработаны в ОКБ-150. Руководитель ОКБ-150, К. И. Жданов, получил в 1957 году за их разработку Ленинскую премию. 
Самолёт имеет систему автоматического запуска двигателей. Горючее располагается в 11 крыльевых кессонных и фюзеляжных мягких топливных баках.
Применение на Ту-95 экономичных ТВД и винтовой установки с КПД 82 % позволило добиться достаточно высоких показателей дальности полёта, несмотря на относительно низкое аэродинамическое качествосамолёта.