Translate

среда, 10 июня 2015 г.

Китайцы решили построить первый вакуумный поезд


Автор вакуумной дороги утверждает, что практически все необходимые для неё ингредиенты (материалы и технологии) уже существуют, нужно только их доработать и свести в продуманную систему (иллюстрация ET3.com).

Разработчик спорной концепции самого быстрого наземного транспорта продал в шести странах более 60 лицензий, позволяющих участвовать в реализации проекта. Особый интерес задумка вызвала в Поднебесной, чьи учёные намерены первыми воплотить смелый замысел, которому скоро исполнится вот уже как сто лет.

Деловой подход к реализации своей мечты выбрал изобретатель из Флориды Дэрил Остер (Daryl Oster). Его компания ET3.com разрабатывает систему скоростного сообщения, призванную заменить самолёты, но строить её предлагается всем желающим: автор распространяет лицензии на право использования своей интеллектуальной собственности.

ET3 означает Evacuated Tube Transport Technologies (технологии транспортировки по вакуумной трубе), соответственно, сам такой транспорт Дэрил именует ETT. В общих чертах суть его проста. Герметичные капсулы на магнитной подвеске (маглев) летят внутри трубы, из которой откачан воздух.



Evacuated Tube Transport – труба и стартовая станция, рисунки из патента Остера (иллюстрации ET3.com, Daryl Oster).

Поскольку «вагоны» не касаются стенок, а аэродинамическое сопротивление практически сведено к нулю, затраты на перемещение такого аппарата в пространстве (в расчёте на килограмм груза) могут быть в десятки раз ниже, чем у обычного поезда. Ведь начальная энергия, необходимая для разгона капсулы до высокой скорости, может быть почти полностью возвращена в сеть близ пункта назначения — при торможении за счёт всё тех же электромагнитных систем.



Типичная трасса ETT должна состоять из двух труб для движения в двух направлениях. Трубы могут быть как надземными, так и подземными, в зависимости от конкретной местности. В развитой системе труб может быть и больше, а также могут появиться узловые станции с системами, автоматически направляющими входящие капсулы на боковые ветки (иллюстрация ET3.com).

О деталях проекта Остера скажем чуть ниже. А сейчас необходимо вспомнить, что перед нами не что иное, как вакуумный поезд. Его идея впервые была выдвинута отечественным физиком Борисом Вейнбергом ещё в 1914 году.



Дэрил Остер начал работать над идеей вакуумного поезда в середине 1980-х годов. Неизвестно, был ли он знаком с предложением своего далёкого предшественника из России – профессора Вейнберга, которое популярно изложил в своей «Занимательной физике, часть 2» Яков Перельман. Впервые эта книга, рисунок из которой мы приводим, вышла в свет в 1916 году и пережила множество изданий.

В теории, летающие в вакуумной трубе вагончики могли бы развивать скорость, более менее сопоставимую с космической (до 8 тысяч километров в час), и преодолевать межконтинентальные расстояния быстрее любого самолёта.

Но хотя в XX веке с подобными предложениями инженеры выступали не раз, вакуумный поезд до сих пор остаётся сказкой. Очевидно, при его создании необходимо преодолеть массу трудностей. Это нисколько не смущает Остера, который ещё в 1999 году получил на ETT американский патент.

Документ описывает многие тонкости в устройстве и работе дороги: капсулы и систему их подвески, приспособления для согласованного ускорения капсул и регенеративного торможения, контроль за вибрациями и автоматическое управление транспортными потоками в таких трубах, меры безопасности (в том числе резервирование систем) и так далее.



Загрузка и выгрузка капсул должна быть роботизирована. Пассажирам нужно лишь ввести наименование станции через компьютерный терминал и занять свои места в «вагоне» (иллюстрация ET3.com).

Автор ETT полагает, что вакуумированная дорога может быть реализована в нескольких модификациях, отличающихся поперечником трубы и размером капсул. Оптимальный же вариант по соотношению капитальных затрат и вместимости – это полутораметровая труба и капсулы на шесть пассажиров либо 370 килограммов груза, насчитывающие 1,3 метра в диаметре и 4,9 м в длину.

Несмотря на размер, как у легкового автомобиля, капсулы должны весить всего 180-190 кг. Дело в том, что эти аппараты будут играть в системе совершенно пассивную роль, как посылки пневмопочты. Все системы привода, активные части магнитной подвески, управление движением – всё отдано на откуп самой трубе.

В капсулах будут размещены только магниты и проводящие обмотки для отклика на внешние поля. По информации Gizmag,
вероятно, там могут быть использованы и сверхпроводники.



ETT предлагает променять различные удобства обычного поезда или самолёта на многократное сокращение времени поездки. Но страдающие клаустрофобией едва ли оценят быстроту вакуумного транспорта. На протяжении всего вояжа тут нельзя будет встать и размять ноги или сходить в туалет. А ведь более дешёвый вариант ETT предусматривает постройку ещё более тонкой трубы с маленькой капсулой и вовсе на одного обитателя (иллюстрация ET3.com).

На станциях по всему маршруту ETT должны быть предусмотрены автоматические шлюзы, запускающие заполненные капсулы в трубу и извлекающие их в месте назначения. В коротких (междугородних) поездках скорость таких капсул могла бы составлять 600 км/ч, а в дальних – до 6500 км/ч. Это позволило бы добираться из Нью-Йорка в Пекин за два часа.

Системы регенерации воздуха, похожие на те, что применяются на подлодках и в космических кораблях, обеспечивали бы пассажиров кислородом. А заскучать в межконтинентальных рейсах им не давали бы экраны с видеофильмами или играми. Также на «виртуальные окна» на стенках капсулы можно выводить любой пейзаж, сообщает новатор.



Остер – специалист в области машиностроения, занимавшийся конструированием и сертификацией различных морских и авиационных систем (фото ET3.com).

При внеплановой остановке капсулы Дэрил предлагает использовать для эвакуации людей аварийные люки, которые должны быть встроены в стенки трубы каждые полтора километра. В общем, предусмотрено действительно многое. Только реализация по-прежнему едва виднеется на горизонте.

За $100 и 6-процентные отчисления от будущих доходов Остер продаёт лицензии на ETT. Инженер надеется, что именно лицензиаты помогут ему довести замысел до стадии железа.

Среди заинтересованных сторон могут найтись специалисты по электромагнитным системам и вакуумным установкам, знатоки сопротивления материалов и доки в автоматизированных системах управления… Свою компанию Дэрил называет открытым консорциумом, а покупателей лицензий – его совладельцами.

Финальное проектирование работоспособной вакуумной дороги американец сравнивает с разработкой открытого ПО. Он утверждает, что дело сдвинется с мёртвой точки, если наберётся тысяча владельцев лицензии, способных в какой-то мере поучаствовать в проекте – расчётами, материалами, лабораторными экспериментами. Пока таковых набралось едва больше 60.



Остер полагает, что ETT хорошо подходит для дальних междугородних маршрутов, пролегающих по ровной и безлюдной местности на сравнительно южных широтах. В качестве перспективных рынков для пионерских вакуумных линий американец называет Китай и Индию (иллюстрация ET3.com).

Возможно, первая такая дорога будет построена в Китае. Ещё в 2001 году патентом на ETT заинтересовался доктор Чжан Яопин (Zhang Yaoping) из Юго-Западного университета Цзяотуна (SWJTU), который написал американцу письмо.

В 2002 году Дэрил приехал в Китай, познакомился с Яопином лично и помог ему запустить в Поднебесной исследования по ETT, причём в них удалось заинтересовать ещё нескольких учёных из разных китайских институтов и университетов, а чуть позже и специалистов из Японии. Важно, что в число соратников Дэрила вошли физики, занимающихся системами магнитной левитации на основе высокотемпературных сверхпроводников.



Во время визита в Китай Остер опробовал прототип маглева на сверхпроводниках, принцип действия которого американец намерен перенести на «вагончики» вакуумной дороги (фото с сайта magnetbahnforum.de).



Международная сеть ETT в видении Дэрила (иллюстрация ET3.com, Daryl Oster).

В 2010 году появилась информация, что работа над китайским вариантом ETT идёт полным ходом. Чжан и его коллеги решили построить два прототипа. К 2013 году они намерены создать небольшую модель вакуумного поезда, рассчитанную на достижение скорости 600-1000 км/ч, а в последующие годы — более крупную систему, фактически прообраз рабочего транспортного аппарата, с максимальной скоростью 500-600 км/ч.

Этот поезд должен передвигаться по подземному туннелю. Причём если Дэрил предлагал создавать в туннеле вакуум, то китайцы решили ограничиться просто пониженным давлением воздуха. Это позволило бы получить заметную экономию энергии и в то же время упростило бы и удешевило бы конструкцию трубы. Её стоимость китайцы оценили примерно в $3 миллиона за километр, что ниже, чем для двухпутного рельсового высокоскоростного транспорта.



Трансатлантический туннель (Transatlantic tunnel), плавающий в толще воды, – это ещё один футуристический проект, в котором могла бы пригодиться концепция вакуумного поезда.

Впервые идея туннеля между Лондоном и Нью-Йорком, в варианте с магнитной левитацией вагонов и откачкой воздуха, была выдвинута в 1960-х годах и позже всплывала несколько раз. Но все оценки говорили не только о колоссальной технической сложности сооружения, но и его заоблачной стоимости, измерявшейся триллионами (иллюстрации Discovery Communications, travelvice.com, sketchucation.com, tunneltalk.com).

Очевидно, для построения пассажирской системы ETT нужно будет подумать ещё над тысячей вещей. Как дорога будет защищена от землетрясений, какие дублирующие тормоза будут останавливать капсулы при сбое в работе электроники, сколько энергии будет уходить на поддержание низкого давления в трубах длиной в сотни километров…

На часть из этих вопросов ответы были получены в 2011 году: Остер и его соратники из Китая и Японии опубликовали две работы (1, 2), в которых рассмотрели проблему построения больших вакуумных труб с разумными капитальными затратами и способы быстрой откачки воздуха, задачу регулирования температуры внутри такой дороги и методы поиска утечек воздуха, работу систем жизнеобеспечения в капсулах и другие аспекты проекта.

Интересно, что похожую вакуумированную дорогу в 2002 годупредлагали британцы. Правда, в их системе Fast Tube крохотные капсулы двигались на колёсах по рельсам. И хоть это было явно более простое решение, чем маглев, дело закончилось пшиком.

Большой прототип системы ETT вряд ли стоит ждать раньше 2020 года. Но, может быть, именно упорные китайцы с японцами первыми доведут столетнюю идею до воплощения. Идею, которую флоридский инженер поэтично называет Space Travel on Earth, космическим путешествием на Земле.

Учёные нашли признаки существования фермионов Майораны

                         Схема прибора. Пояснения в тексте (иллюстрация TU Delft).


Эти странные частицы, являющиеся своими собственными античастицами, были предсказаны в 1937 году, но до сих пор оставались чистой теорией. Теперь получен практический результат, который может быть следствием работы таких частиц.

Группа физиков из технологических университетов Дельфта (TU Delft) и Эйндховена (Eindhoven University of Technology) построила прибор, в котором электроны повели себя необычным образом, намекая на возникновение майорановских фермионов.

В центре аппарата находится нанопровод из антимонида индия. Он подключён к разным электродам. Первый – обычный проводник (золото), второй – сверхпроводник (сплав ниобия). Вся связка была размещена на кремниевой подложке, покрытой тонкой сеткой контактов для дополнительных тонких измерений электронных свойств нанопровода на всём его протяжении.

Как и в предлагавшемся ранее опыте, фермионы Майораны должны были возникнуть как квазичастицы в материале с необычным сочетанием электронных свойств (в данном случае – при взаимодействии сверхпроводника определённой формы с проводником).

Исследователи обнаружили, что пропускаемые через контакты электроны вынуждены проходить через некие туннельные барьеры, локализованные в двух точках нанопровода. При этом положение данных точек не менялось при изменении внешнего магнитного поля и напряжения, что говорило об их нейтральности (нулевом заряде).



Фермионы Майораны (два оранжевых шарика) пропускали электроны от золотого контакта к ниобиевому только при правильной их (электронов) энергии, в противном случае – отражали обратно (иллюстрация TU Delft).

Авторы показали, что свойства этих участков в проводе соответствуют предсказанным фермионам Майораны. Если это не ошибка, открытие станет важной вехой не только в фундаментальной науке, но и прикладной. В силу ряда необычных свойств фермионам Майораны сулят светлое будущее в составе квантовых компьютеров. (Подробности эксперимента изложены в статье в Science.)

МИСТИКА В ЖИЗНИ СТАЛИНА

МИСТИКА В ЖИЗНИ СТАЛИНА
Громоподобный бум уже сколько лет творится вокруг оккультных тайн Третьего Рейха. Трещат под грузом изобличений книжные полки, пучит от сенсаций прессу, а «серьёзные» исследователи отнимают хлеб у сценаристов мистики и ужасов. Однако история советского оккультизма способна заворожить не менее, причём вполне достоверными фактами. Особенно потрясает здесь фигура Кобы, что в переводе с церковнославянского означает «волхв». Речь идет, конечно, об Иосифе Сталине.

Загадки начинаются с самого его появления на свет. Во-первых, никому не известна подлинная дата рождения Иосифа Джугашвили. Она скрыта исключительно в магических целях, но об этом чуть позже. Во-вторых, не решён вопрос, кто его отец. То ли русский работник из архангелогородской артели, которая в то время трудилась в Гори и в которую наведывалась Екатерина Георгиевна, будущая мать Сосо. То ли - Н.М. Пржевальский, который был влюблён в красавицу Екатерину, когда она работала в доме знаменитого путешественника служанкой. Так или иначе, но законный её муж, спившийся сапожник, на роль зачинателя годился меньше всех.

Молодой Иосиф заканчивает Горийское духовное училище и как единственный (!) отличник поступает на казённый счёт в Тифлисскую духовную семинарию. В своей предсмертной пьесе «Батум» М.А. Булгаков упоминает, что именно семинаристом Иосиф встречался с цыганкой-провидицей, которая предсказала ему великое будущее.


По другим источникам, цыганка советует ему утаить истинную дату рождения. Это древний секрет того, как запутать недругов, если они вознамерятся угадать судьбу и тайны личности посредством астрологии. С тех пор Иосиф стал указывать во всех документах новую дату – 21 декабря, мистический день зимнего солнцестояния.

Кроме того, цыганка открыла, какие опасности могут быть для Иосифа смертельными, а какие нет. Популярное представление о Сталине, как о параноике, обуянном всеми земными страхами, никоим образом не согласуется с некоторыми примерами его безрассудства.

Так, в 1916 году он спасает ребёнка, отсасывая у него дифтеритную плёнку. Данная операция считалась тогда смертельно опасной, и даже упомянутый Булгаков, опытный врач, проделав в начале 1900 годов подобную операцию, вовремя ввёл спасительную сыворотку, но тяжёлый тиф всё равно поразил его. Сталин же не берёгся и не заразился. Знал, что не умрёт.

Во время Великой Отечественной он лично присутствовал на одном из первых испытаний знаменитой «Катюши», когда вдруг полигон атаковали немецкие бомбардировщики… Генералы и члены ЦК попадали в грязь, и только Сталин остался на ногах. Вокруг громыхали взрывы, но он даже не присел, как его ни умоляли. Знал, что осколки минуют его?

Или вспомнить кровопролитные разбои. Ведь Сталин был истинный абрек-головорез, грабил для нужд революции банковские поезда и лез в самое пекло, где смерть гуляла меж людей, как простуда.

Окончить семинарию Сталину не удаётся. Его отчисляют за совершенно неуемный, буйный нрав и увлечение марксизмом. Несостоявшийся священник, он устраивается работать в Тифлисскую геофизическую обсерваторию и дружит с бывшим однокашником по училищу Георгием Гурджиевым, знаменитым тогда магом и оккультистом. Написанные в ту пору стихи – а Сталин был ещё и поэт! – изобилуют эзотерикой и алхимическими изысками.

Далее для него наступает период ссылок и побегов из них. Перед первой ссылкой в 1903 году тюремный доктор прощается с ним, обещая, что слабые от природы лёгкие Сталина не выдержат сибирских холодов. Попав в Новую Уду, Иосиф сходится с шаманом Кит-Кая, хотя дружба длится недолго – её прерывает побег. Четыре дня Сталин идёт по зверскому морозу, а затем проваливается под лёд, выбирается, и обледеневший, наконец, находит деревню, где отсыпается в течение суток. После этого он до самой старости будет заядлым курильщиком, и лёгкие ни разу не потревожат его.

Лишь из одной Туруханской ссылки Сталин не спешит убегать. Месяцами он скитается в предгорьях Путорана, где, согласно легендам, существуют подземные хранилища древнейшего народа бореалов. На развалинах капища богини Лады в районе Сольвычегодска известный в тех местах волхв-хранитель Белов, как выяснилось, проводит над Сталиным ведический обряд посвящения.

Там же будущий вождь народов ищет Золотую Бабу, идола, способного подарить знания, которые неведомы никому из смертных. Успехом ли завершаются эти поиски или провалом – неизвестно. Однако уже интересно само поведение революционера-марксиста.


В наибольшей мере Сталин проявляет себя практикующим мистиком, когда становится генеральным секретарём ЦК ВКП(б). Начать хотя бы с малого. Существует, например, лишь один фотопортрет, на котором запечатлён именно он. Задумчивый, опустив глаза, прикуривает трубку. Согласно колдовским правилам, только так человеку возможно избежать метафизического покушения: не показывать глаз и находиться в защитном ореоле огня и дыма. Все остальные фото- и живописные портреты вождя сработаны с двойников…

Другое. С 1921-го по 1929-й год под пристальным вниманием Сталина при Институте изучения мозга работает профессиональный исследователь оккультизма А.В. Барченко. Помимо этого он вёдет лекции для чекистов и совершает экспедиции в сакральные зоны Евразии.

На Кольском полуострове Барченко совместно с саамскими шаманами разыскивает легендарную Гиперборею и вблизи Сейдозера находит ни что иное, как пирамиды. На Алтае и в Крыму он документирует неоднократные случаи НЛО. Однако перед отбытием в Тибет на поиски Шамбалы кто-то из членов предстоящей экспедиции продаёт все секретные планы немецкой разведке. И Барченко получает в затылок пулю…

Далее внимание Сталина переключается на жительницу Ленинграда Наталью Львову. Ведьма в нескольких поколениях, обладательница старинных колдовских атрибутов, таких как кубок из загадочного красного сплава и демонический нож атамэ, она умела лечить и отслеживать влияние на человека чёрных магов. Её подруга поэтесса Анна Ахматова рассказывала, что была очевидицей жуткой операции: Наталья зубами выгрызла у грудного младенца грыжу, после чего младенец выздоровел. Как раз Львова и научила Сталина заменять себя на портретах двойниками. В знак высочайшего почёта Сталин своим личным распоряжением предоставил ведьме великолепную квартиру в самом центре Москвы.

Ну и нельзя не сказать о вернейшем спутнике Сталина гениальном Вольфе Мессинге. Экстрасенсорные и телепатические способности этого сына израилева не подлежат сомнениям. Адольф Гитлер подписал указ, в котором объявил Мессинга своим личным врагом и назначил за его голову несусветную по тем временам сумму – 200 тыс. марок. Сталин же одаривал экстрасенса просто-таки королевскими почестями и щедротами. А тот, заменив, в свою очередь, умершую Львову, наблюдал психофизическое состояние генсека на опасность вторжения извне колдовских сил.

 

Не исключено, что и сам Сталин обладал необычайной магической силой и умениями. Так в книге «Роза Мира» Даниил Андреев рассказывает о том, что вождь позволял себе лечь спать лишь под утро, преследую целью добиться хохха – состояния транса, который позволяет видеть астральный мир во всех своих многоуровневых ипостасях. Да, Сталин много работал (сказать хотя бы, что за день он прочитывал около 500 книжных страниц). Но вспомним те же народные поверья о власти духов перед рассветом, когда у обычного человека должна протекать самая глубокая фаза сна.

Также кажется необъяснимым воздействие Сталина на окружающих своим неказистым внешним видом: 1 м. 66 см. роста и рябое лицо. Однако даже на внешнеполитических соперников он мог даже без слов нагонять мистический ужас. Гордый Черчилль заранее давал себе зарок не вставать при появлении Сталина, но опоминался, когда уже стоял по стойке «Смирно». А бедняга Рузвельт сотрясал инвалидную коляску, пытаясь вскочить на свои парализованные ноги…

На фото: единственное настоящее фото Сталина; Иосиф Джугашвили в тюрьме; ученый-оккультист А.В. Барченко; Вольф Мессинг.