Вкус перемен,
полезные и красивые ГМО
самые вкусные, полезные и красивые ГМО
Яблоки, которые не темнеют на срезах, суши, покрывающие дневную потребность в витамине А, и молоко, убивающее бактерий. "Чердак" собрал самые вкусные, полезные и красивые ГМО, которые уже созданы учеными.
Словосочетание ГМО вызывает у людей самые разные ассоциации: кто-то представляет помидоры с рыбьими глазами, другие думают о говорящей кукурузе. На деле же ГМ-растения чаще всего «снабжают» генами, которые делают их устойчивыми к неблагоприятным условиям, гербицидам или же кодируют вещества, которые отталкивают насекомых-вредителей. Но иногда ученые при помощи генетических модификаций создают сверхполезную, лечебную или просто красивую еду. «Чердак» собрал самые интересные примеры ГМО, приятных на взгляд и на вкус.
Вечно свежие яблоки
Канадская биотехнологическая компания Okaganan Specialty Fruits Inc. создала новый сорт генетически модифицированных яблок, которые не темнеют в местах среза. Ученые «выключили» у фрукта фермент полифенол оксидазу, который, взаимодействуя с кислородом воздуха, производит меланин — тот же самый, который образуется у людей на солнце. Исследователи объясняют, что создали яблоки не только из чувства прекрасного: ГМ-варианты GD743 и GS784 (их коммерческое название – Arctic apples, или арктические яблоки) можно продавать порезанными на куски, без косточек и пленок — так можно реализовать намного больше фруктов. Яблочные дольки остаются светлыми на протяжении минимум двух недель. Изначально компания разрабатывала технологию «антипотемнения» для картошки, но у яблок результат оказался куда более впечатляющим.
В ближайшее время ГМ-фрукты должны получить одобрение FDA — американского Управления по контролю за лекарствами и пищевыми продуктами. Как только компания получит заветный документ, арктические яблоки можно будет продавать в магазинах.
Противовоспалительные помидоры
Британцы из Исследовательского центра Джона Инна в городе Норидж несколько лет назад создали фиолетовые помидоры. Необычный цвет овощам придают антоцианы — те же пигменты, которые окрашивают ягоды черники, голубики или плоды баклажанов. У помидоров есть все механизмы, которые нужны для синтеза антоцианов, но они «выключены». Чтобы они заработали, ученые добавили в ДНК овоща ген львиного зева, который обязан пятнистой расцветкой своих лепестков именно этим пигментам.
В исследованиях на мышах было показано, что антоцианы обладают противовоспалительным и антираковым действием. Сейчас ученые проверяют, как повлияет на здоровье грызунов сок, полученный из ГМ-томатов. «Наши недавние исследования показали, что диета, богатая антоцианами, оказывает положительный эффект при атеросклеротических явлениях», — рассказала «Чердаку» профессор Кэти Мартин (Cathie Martin), руководитель группы, которая создала антоциановые овощи. — Чем больше доза этих веществ, тем меньше бляшек образовывалось в сосудах мышей».
Если польза антоцианов будет доказана для людей, богатые этими веществами помидоры окажутся хорошим подспорьем: сравните, сколько в среднем вы съедаете кетчупа, а сколько черники. Ко всему прочему фиолетовые помидоры хранятся примерно вдвое дольше обычных: антоцианы обладают заметным противогрибковым действием, то есть не дают развиваться плесени. Мартин заверила «Чердак», что вкус томатного сока из ГМ-овощей не отличается от обычного, хотя интенсивно фиолетовый цвет наверняка добавит дегустатору новых ощущений.
«В течение следующего года мы намерены получить разрешение на продажу сока из наших помидоров в США», — говорит профессор Мартин. Она решила не останавливаться на антоциановых помидорах и летом 2014 года открыла биотехнологическую компанию Persephone Bio Ltd. Сотрудники компании создают генетически модифицированные овощи и фрукты, которые усиленно производят вещества, используемые в косметике. Ингредиенты для кремов и масок и сегодня получают из растений, но выход полезных химикатов невелик. Если при помощи генетических модификаций ученые смогут добиться ударного синтеза нужных веществ, производить косметику станет намного дешевле.
Сверхсладкая земляника
Большинство трансгенных растений созданы в других странах, но кое-какие работы ведутся и в России. Специалисты станции искусственного климата «Биотрон» Пущинского филиала Института биоорганической химии (ИБХ) имени Шемякина и Овчинникова РАН еще в конце 1990-х годов научились вставлять в ДНК привычных растений экзотический ген тауматина II — белка, который в две тысячи раз слаще привычного свекольного сахара. Тауматин выделили из западноафриканского растения тауматококкуса (Thaumatcoccus danielli): местные племена очень уважали его за необычный сладкий вкус и вовсю использовали для приготовления пищи. Сегодня тауматин используют как пищевую добавку-подсластитель.
Российские ученые под руководством Сергея Долгова смогли улучшить вкус сразу нескольких овощей и фруктов средней полосы, которые из-за недостатка солнца кисловаты. Исследователи вставили ген тауматина II в помидоры, груши, яблоки и землянику. По словам самого Долгова, ГМ-плоды ароматны и имеют выраженный тропический привкус. Более того, тауматин сделал землянику устойчивой к серой гнили — плесневым грибкам Botrytis cinerea, которые здорово отравляют фермерам жизнь, «съедая» немалую часть урожая. Ну и наконец, тауматиновые фрукты безопасны для фигуры: по калорийности сладкий белок и близко не может сравниться с сахаром.
Витаминный рис
Рис — один из главных продуктов на Земле: на него приходится пятая часть всех калорий, которые съедают люди. При этом диетологи считают рис, особенно шлифованный, «пустым» злаком: в нем много углеводов и совсем нет полезных веществ (хотя для голодающего большинства землян углеводы сами по себе чрезвычайно полезны).
Чтобы решить проблему авитаминоза в странах, диета которых «завязана» на рис, ученые из Швейцарской высшей технической школы и Фрайбургского университета добавили в ДНК риса по одному гену от кукурузы и почвенной бактерии Erwinia uredovora. В результате модификации зерна растения приобрели приятный желтый цвет и огромное количество бета-каротина — предшественника витамина А. Всего 144 грамма риса (примерно три небольших ролла) содержат суточную норму этого вещества.
Золотой рис, как его называют создатели, способен спасти от тяжелых последствий авитаминоза миллионы людей. Однако именно в тех странах, где дефицит выражен острее всего, население мешает ученым исследовать ГМ-растение. Например, в 2013 году на Филиппинах вандалы разрушили все опытные грядки трансгенного злака.
Безопасное молоко
Генетически модифицировать можно не только растения: новые гены точно так же вставляют в ДНК животных. Например, козы. Ученые из Калифорнийского университета в Дэвисе «дополнили» козлиный геном последовательностью, кодирующей человеческий фермент лизоцим. Несмотря на скромный размер, этот белок выполняет очень важную роль — разрушает клеточные стенки бактерий. Его много в слюне, слезах и человеческом молоке. Лизоцим делает грудное вскармливание безопасным для младенцев, а вот животные заменители женского молока далеко не стерильны, так как содержат намного меньше фермента.
Каждый год минимум 1,8 миллиона(!) детей в мире умирают из-за отравлений, вызванных преимущественно кишечной палочкой Escherichia coli. Существенная часть этих смертей приходится на малышей, которых докармливали козьим или коровьим молоком (парадокс в том, что если их не докармливать, дети умрут от истощения). Созданные американскими исследователями трансгенные козы дают молоко, которое по содержанию лизоцима всего на треть уступает женскому. Пока ученые не тестировали его на детях — только на поросятах, пищеварительная система которых очень похожа на человеческую. Результат вполне показателен: животные, пившие молоко с лизоцимом, реже страдали от кишечных расстройств и быстрее поправлялись, если E. coli все-таки успевали сделать свое дело.
Перспективы ГМО, особенно ГМ-растений, огромны. Технологии, которые нужны для создания трансгенных организмов, есть в любой более или менее крупной молекулярно-биологической лаборатории, и спектр вкусных и полезных овощей и фруктов ограничен только фантазией ученых. «В будущем вполне можно представить продовольственную аптеку, в которой лекарства были бы в форме различных вкусных фруктов. Например, яблоки для тех, у кого аллергия на яблоки, малина для людей, у которых плохо усваивается витамин В12, и так далее», — предполагает старший научный сотрудник Института проблем передачи информации, кандидат биологических наук Александр Панчин.
Реализации всех этих возможностей мешают две вещи: чрезвычайно высокая стоимость разработки и недоверие общества. «Технически нет проблем сделать яблоко со вкусом малины, — объясняет Панчин. — Но все необходимые испытания и проверки стоят колоссальных денег. Поэтому такое яблоко делать невыгодно, а выгодно делать устойчивую к неблагоприятным условиям кукурузу, которую едят килотоннами». Впрочем, как уже бывало не раз, финансовый пресс не может остановить прогресс. Как только рынок осознает все выгоды новых технологий, они очень быстро станут рутиной.